Скандал вокруг регионального музея истории народного образования

376

Ноябрьское совещание с руководителями образовательных организаций Кировской области завершилось резким выступлением бывшего главы департамента образования, ныне депутата Законодательного собрания и советника губернатора Анатолия Михайловича Чурина. Он раскритиковал планы правительства по переносу музея истории народного образования в помещения Института развития образования: «Мы двадцать лет создавали музей, в основном, на общественных началах, а вы одним росчерком пера хотите уничтожить наш труд!».

В настоящее время музей занимает второй этаж в старинном здании по ул.Московской, 33, в нескольких шагах от Театральной площади. «Там уникальные материалы, не на одну диссертацию», — говорит Валентина Ивановна Кощеева, один из создателей музея, биограф вятского купца и градоначальника 19 века Якова Прозорова, автор книги «История династии Прозоровых. Меценатство и благотворительность», лауреат премии «Вятский горожанин», памятной медали «Патриот России». Именно Прозоров подарил здание городу с обязательным условием использовать его на нужды образования. Данный факт и расположение музея в историческом здании, по мнению В.И.Кощеевой, неразделимы с концепцией ключевой музейной экспозиции.

Краевед, Почётный работник общего образования РФ Раиса Васильевна Ложкина сделала запрос в министерство образования о причинах перевода музея из центра Кирова на окраину (ИРО располагается на ул.Р.Ердякова). Сама она создатель музея школы с.Бобино Слободского района и на личном примере знает, что означает переезд для подобного учреждения. Витрины, стенды и иные материалы готовятся под конкретные площади, в других помещениях невозможно будет сохранить целостность экспозиции.

Ответ за подписью министра Ольги Николаевны Рысевой указывает следующие мотивы принятого решения. Во-первых, имеется предписание пожарного надзора, требующее оборудовать запасной выход и произвести замену электропроводки. Так как здание является памятником истории и культуры, то проведение работ, изменяющих его облик, не представляется возможным. Во-вторых, музей не имеет лицензии на образовательную деятельность, потому в нём нельзя проводить занятия. В-третьих, посещаемость музея низкая, а его перенос в институт повышения квалификации педагогов позволит выстроить просветительскую работу с массой учителей на постоянной основе.

Ветераны педагогического труда не согласны с мотивировкой министерства. На их взгляд, музей являлся пасынком в структуре Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, по большому счёту, не нужен он и ИРО. Чтобы музей развивался, следует придать ему самостоятельный статус и увеличить штат хотя бы до двух сотрудников. Проблемы с пожарной безопасностью и лицензированием решить можно, во всяком случае, десятки лет они не мешали существованию музея.

По версии противников передислокации, первопричиной решения министерства является желание Центра бюджетного и технического сопровождения, которое сейчас размещается в здании на правах оперативного управления, занять освободившиеся площади. Количество финансовых документов растёт, сотрудникам ЦБТС стало тесновато.

Энтузиасты, стоявшие у истоков создания музея истории народного образования и долгие годы по крупицам собиравшие документы, бесценные для понимания важности учительского призвания в разные эпохи, для воспитания новых поколений педагогов, признаются, что из-за нежелания чиновников услышать их находятся в угнетённом моральном состоянии. Они намерены просить аудиенции у губернатора, а если он окажется не способен предотвратить переезд, намеченный на лето 2019 г., то подключить общественников России.

…Мне кажется, внешне разумное и обоснованное решение регионального министерства образования насчёт музея не учло специфику вопроса. Как в сердцах бросил А.М.Чурин: «Вы хотя бы посоветовались!». Мне же представляется, что главным аргументом в споре должно быть мнение Якова Прозорова. Конечно, бухгалтерия в системе образования — элемент значимый, однако ж вспомогательный. Вряд ли градоначальник и меценат одобрил бы подобную трактовку завещанных им нужд образования.

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования