Там, где автобус не пройдет, грузотакси вас подвезет. История Кондрата Гирштейна

86

Кондрат Гирштейн, депортированный в 1941 году на Урал, после 1956 года, когда российских немцев восстановили в правах, осел в Слободском. Здесь, на родине жены, он водил самый разный транспорт – от рейсовых автобусов до такси. Историю этого известного многим слобожанам человека рассказала газета «Скат-Инфо». Приведем только некоторые выдержки из жизни Кондрата Кондратьевича в пересказе журналиста Дмитрия Карпинского.

Весна 2018-го оказалась последней в жизни Кондрата Кондратьевича – его не стало в апреле на 94-м году жизни. В памятные октябрьские дни я подготовил к публикации фрагменты его заметок, надиктованных в 2015-м в ходе недолгой встречи.

Первые маршруты

Статус «водитель 2-го класса» на новом месте стал хорошей путёвкой в жизнь (в Слободском в середине 50-х ощущалась нехватка квалифицированных шофёрских кадров). После нескольких месяцев на грузовике меня перевели в автобусный парк – предшественник современного МУП СПП.

Старая автостанция размещалась на берегу за колокольней (сейчас на её месте – кафе и офисное здание с адресом «Володарского, 52»). Это был маленький домик, разделённый перегородкой надвое – зал ожидания в одной половине, а в другой касса и сотрудники предприятия.

А вот как тогда выглядел и работал парк автобусов в городе Слободском:
1. По городским маршрутам без жёсткого расписания ходили 4 или 5 маленьких видавших виды ПАЗиков.
2. Маршрут Слободской — Киров стоял немного особняком. Здесь было точное расписание, и на линию выходили более новые автобусы ЗИЛ.

На кировском направлении конкурентом у автобусов ещё оставалась железная дорога (каждое утро на железнодорожной станции к грузовому составу прицепляли один вагон для пассажиров). Этот способ добраться в Киров для многих был проще и привычнее. Но мне верилось, что со временем автобусные перевозки и здесь выйдут на первый план.

На городских маршрутах в те годы не было фиксированной платы. Так же, как на кировском направлении, цена билета на них рассчитывалась по количеству остановок, которые пассажир собирается проехать.

Через несколько лет в городе эту систему отменят, а на смену женщинам-кондукторам придут механические кассы и компостеры (сегодня один их вид вызывает у многих острый приступ ностальгии).

Небольшие новшества
Непростые годы в статусе спецпоселенца научили меня, что иногда и маленькое нововведение даёт хорошую экономию времени и материалов. С этой же мыслью я присматривался к новому месту работы.

Первое, что получилось воплотить в жизнь – был небольшой пункт обслуживания и ремонта, сооружённый при автостанции. Он состоял из эстакады, к которой присоседили списанный фургон (в нём хранились запчасти и материалы). Тут же находился дежурный слесарь, который при необходимости оперативно заменял прохудившийся шланг или порванный ремень вентилятора.

Вроде бы мелочь, – но раньше ради этой мелочи автобус снимали с рейса и гнали в гараж, а сейчас он своим чередом уходил в следующий рейс.

Там, где автобус не пройдёт
Спрос на регулярные поездки до Слободского уже появился на селе. А вот дороги, где мог пройти автобус, были далеко не везде. Хватало таких дорог по всей советской глубинке. Как временное решение этой проблемы (до постройки хороших дорог) государство выпустило партию так называемых «грузотакси».

На фото видно, что это обыкновенный грузовик с кузовом, который закрыт тентом. Внутри вдоль бортов шли складные сиденья (их складывали, если требовалось освободить место для груза).

Пока не были построены современные дороги, такие грузотакси ходили в Карино, Октябрьский, Шестаково и т.д.

Для полноты картины могу сказать, что в межсезонье до отдалённых мест (к примеру, до Сухоборки) даже такому грузовику приходилось «прорываться с боем». А на пике слякотной поры бывало такое, что и кировский маршрут временно закрывался для автобусов – тогда на него тоже выходили грузотакси.

На грузотакси в ту пору работала и легенда слободских пассажирских перевозок – женщина-водитель Ираида Жилина (позднее она перейдёт в службу легковых такси).

Таксист меж двух огней
План выручки легкового такси до нас был доведён в виде индекса «0,8». Это значило, что из каждых 100 километров, которые машина прошла на смене, 80 должны быть оплачены. Не знаю, легко ли было придумать такой показатель, но вот выполнялся он с большим трудом. Смотрите сами: если заказчику нужно уехать из Слободского в небольшое село за 20-30 км, то вероятность найти пассажира на обратный рейс – минимальная.

Ситуацию можно было выправить за счёт рейсов на Киров. Хорошая возможность найти пассажира на обратный путь – железнодорожный вокзал и аэропорт. Потому любой из нас наизусть знал графики прибывающих поездов и самолётов – даже с примерной статистикой, с какого поезда и самолёта обычно бывают пассажиры в нашу сторону.

Были и попытки приохотить земляков к поездкам на такси по городу (то, что в XXI веке стало обычным делом). Стоимость поездки была вполне приемлемой для гражданина среднего достатка – но в Слободском эта практика не прижилась. Машина, оставленная дежурить у автостанции – чтобы отвезти желающих до дома – чаще всего возвращалась на базу с «нулём» (то есть не сделав никакой выручки)…

Источник материала — skat-slob.ru




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования