Для чего нужны старшие вожатые

Многие годы на данный вопрос я вынужден методично и подробно отвечать чиновникам, которые сегодня определяют образовательную политику: финансистам, экономистам, бухгалтерам, юристам… Видя в штатном расписании школы непредусмотренную типовыми штатами должность, они всякий раз приходят в волнительное недоумение, не обнаруживается ли в действиях руководителя непомерная расточительность.

Ну что такое старшие вожатые, действительно?! С одной стороны, педагогические работники, а с другой — прав на льготный педстаж, позволяющий выходить на досрочную пенсию, не имеют. Логику законодателя, установившего такой порядок ещё в 1993г., трудно понять. Льготный стаж засчитывается, к примеру, директору, имеющему всего 6 часов недельной педагогической нагрузки, или учителю сельской школы вообще независимо от неё. А старший вожатый, чей функционал состоит в организации деятельности школьного ученического самоуправления, и всё его рабочее время посвящено общению с детьми, из перечня льготных профессий исключён. В современных профессиональных квалификационных группах он скромно присутствует среди педработников на самом низком, первом, квалификационном уровне.

«Таких нигде уж нет», — укоризненно констатируют порою управленцы в системе образования, глядя на непонятную для них рабочую единицу. Я злюсь про себя, потому что объяснять людям, не знающим систему изнутри, ничуть не менее сложно, нежели взбудораженным весной восьмиклассникам об общественных бурях и спорах в период становления индустриальной цивилизации. Заявляю: «У нас это главная должность», — и тогда меня начинают слушать.

Газета «Вахрушевский кожевник», учредителем которой является крупнейшее местное предприятие «Вахруши-Юфть», в № 3 (3357) от 30 марта 2018г. поместило в рубрику «Жизнь замечательных людей» материал о Светлане Геннадьевне Зиновьевой под названием: «Успехи наших детей – это наши успехи, поэтому хочется дать им всё то, что умеешь и знаешь сам!». Привожу текст главного редактора Ирины Александровны Дуловой (и считаю себя в какой-то мере её соавтором, так как статья рождалась в нашем общении с журналистом):

«Старшую вожатую Светлану Геннадьевну Зиновьеву представлять не надо. Без преувеличения, можно сказать, что это сердце Вахрушевской школы – горящее, пламенное, энергия которой касается каждого, кто учится в учебном заведении.

Из двадцати пяти лет педагогической деятельности Светлана Геннадьевна 14 лет работала учителем начальных классов и вот уже 11 лет старшей вожатой. Да, да вожатой! Казалось бы еще при Советском Союзе эта должность канула в лету, стала не актуальна. Но только не в Вахрушевской школе, которая выбрала позицию: школа – это не только научить, это еще и воспитать, развить в ребенке его лучшие личностные качества. Поэтому должность старшей вожатой здесь есть. Результаты ее работы знает каждый, кто учится и работает в учебном заведении. Здесь успешно работает система ученического самоуправления, которая развивается каждым новым поколением ребят. Под началом Светланы Геннадьевны дети берут всё новые высоты, становятся победителями региональных конкурсов: «Лидер 21 века», «Юный доброволец России», совсем недавно стали победителями всероссийских конкурсов: молодёжных проектов, «Хочу делать добро». Невозможно представить Вахрушевскую школу без выборов школьного президента, совета лидеров, без «Государства ШИК» (Школьная инициативная команда), «Новой волны» (детское и молодёжное общественное объединение), соревнований «КОМов» (добровольческих команд), многочисленных, оригинальных и значимых проектов. Называя современным языком, это фишка Вахрушевской школы, ее лицо и гордость! Питает своей энергией, претворяет в жизнь важные проекты, поддерживает начинания детей, воспитывает лидеров С. Г. Зиновьева

– Светлана Геннадьевна — талантливый человек, увлечённый своим делом, энтузиаст, подвижник, — продолжает директор школы Игорь Витальевич Олин. — Не раз ловил себя на мысли, что с ней легко решать сложные вопросы, реализовывать смелые идеи, потому что в процессе сотрудничества начинаешь любоваться тем, как она находит неожиданные варианты, чувствует детей, помогает им раскрывать свои способности и задатки. А дети, молодёжь тянутся к ней, потому что в обыкновенной на вид милой женщине видят и честность, и доброту, и умение сказать нелицеприятную правду с целью помочь (не уколоть), и любовь, и веру в них, и, повторюсь, глубокий талант. Дорогого стоят отзывы ребят, которые искренне любят Светлану Геннадьевну, называют своим другом, считая ее главной чертой то, что для каждого ученика она старается воспитать лучшие лидерские качества, а также – понять и поддержать.

– Моя задача — научить ребят работать в команде, развивать их лидерский потенциал, создать условия для развития их организаторского опыта, уметь принимать критику и исправлять свои ошибки, разрабатывать свои идеи и воплощать их в жизнь, — говорит Светлана Геннадьевна, — технология социального проектирования помогает нам с ребятами выявлять социальные проблемы и искать пути их решения. В ходе реализации проектов школьники находятся в разных социальных ролях: кто-то инициативный исполнитель, кто-то генератор идей, кто-то уже и руководитель собственного проекта. За годы работы мы вместе с учениками выстроили такой механизм, что у каждого в нашем объединении есть своя задача и свои обязанности. Многие в наше время жалуются на молодёжь, а я считаю, что она ученики сейчас интересные, любопытные, стараются развиваться и стремиться к успеху. Поэтому наша задача с педагогами поддержать у них этот интерес, помочь им в развитии и радоваться за их успехи. Успехи наших детей – это наши успехи, поэтому хочется дать им всё то, что умеешь и знаешь сам!».

В группе «Государства ШИК», посвящённой деятельности нашего ученического самоуправления, состоит более 1000 человек — учащиеся, выпускники, педагоги. Ребята, окончившие школу несколько лет назад, всегда незаменимые помощники в подготовке и проведении крупных мероприятий (слётов, акций, семинаров и др.), лагерей актива. Каждый день, включая осенние, зимние и весенние каникулы, июньскую летнюю смену, бурлит общественная жизнь. В текущем апреле, к примеру, школьные олимпийские игры, конкурс рисунков «Автостопом по галактике», акция «Эко-фишка» — сбор макулатуры, пластиковых бутылок и полиэтилена, проведение второго исторического квеста среди команд Слободского района, участие в областном конкурсе «Лидер года», фестивале региональных инновационных площадок (совместный творческий отчёт педагогов и детей), экскурсии на предприятия и в техникумы, репетиции к школьному конкурсу патриотической песни и др. Это кроме всероссийских проверочных работ, забот, связанных с приближением итоговой аттестации, и прочими повседневными учебными делами. Опыт социальной, гражданской активности, участия в общественных делах, запомнится молодым людям надолго, что-то навсегда и, безусловно, пригодится, получит развитие в будущем. Но я понимаю, что мы не только готовим детей к будущей жизни. Главное, мы живём здесь и сейчас. И эта жизнь прекрасна…

Автор — Игорь Олин, Директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *