Советник губернатора по образованию А.М.Чурин встретился с учительским коллективом нашей школы

Организовали встречу педагогического коллектива школы с Анатолием Михайловичем Чуриным, депутатом Законодательного собрания Кировской области, советником губернатора по вопросам образования, бывшим главой департамента образования региона, руководившего отраслью почти четверть века.

Начал он разговор с такой истории. Несколько лет назад Кировскую область посетил С.Кравцов, глава Рособрнадзора. Он решил лично изучить опыт кировчан, потому что был удивлён парадоксальными цифрами. На протяжении многих лет наша область входила в число лидеров по показателям качества образования, даже попадая в тройку лучших наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. При этом размер финансирования в Москве составлял более 600 тыс.руб. на ученика, в Питере более 400 тыс.руб., а у нас был одним из наиболее низких в стране — 51 тыс.руб. (прим. — речь идёт не только о нормативе подушевого финансирования для образовательной организации, а включает ещё иные расходы системы образования).

Говорил Анатолий Михайлович это не без гордости. Безусловно, во многом была его заслуга, что при минимальных ресурсах на Вятке возникли уникальные лицеи и гимназии, за ними тянулись школы с углублённым изучением отдельных предметов, но и общий уровень обычных школ, в том числе сельских, был вполне достойный.

Нас интересовало его видение проходящей ныне реформы, связанной с созданием государственных опорных школ в каждом районном центре. Тем более он стоял у её истоков. А.М.Чурин осветил вопрос шире. На его взгляд, необходимо принять комплекс мер, чтобы не растерять достигнутое и продолжить успешное развитие:

1) нужно вернуть управление образованием на местах посредством образовательных округов
«Ведь мы не с потолка взяли идею! Защитили проект на федеральном уровне. Департамент держал руку на пульсе каждого учреждения», — эмоционально заявил он, сетуя, что численность специалистов в округах теперь сокращена более чем вдвое, полномочия их уменьшены. Чиновники же в Кирове зачастую слишком далеки от местных проблем, не понимают местных особенностей и условий.

2) необходимо реорганизовать методические службы
В районных методических кабинетах чаще всего работают не специалисты, во всяком случае, нет специалистов по предметным областям, учителю не с кем посоветоваться, негде получить профессиональную консультацию. Централизованная служба (опять же при округах) должна формироваться из высококвалифицированных методистов по принципу предметных областей. При этом численность работников не увеличится (в районах более 200 ставок, для округов достаточно 150), а пользы станет больше.

3) идея опорных (базовых) школ действительно назрела
В Кировской области 70% школ являются малокомплектными. Невозможно найти достаточно средств, чтобы все подобные учебные заведения оснастить современным дорогостоящим оборудованием, снять в них вопрос кадрового дефицита. Сеть маленьких школ вокруг районного центра, использующая в тех или иных формах кадры и оборудование базовой школы — экономичный вариант обеспечения доступного и качественного образования. А.М.Чурин считает, что для опорных школ следует предусмотреть повышение фондов оплаты труда хотя бы на 10%, чтобы материально стимулировать тех, кто станет организовывать и вести работу в школьных округах.

4) параллельно следует создавать образовательные кластеры
Например, Кировский экономико-правовой лицей — признанный на российском уровне лидер образования своего профиля. А есть ещё десятки школ, в которых открыты классы с углублённым изучением права, экономики, истории, обществознания. Есть смысл наладить между ними тесное взаимодействие с целью распространения передового опыта КЭПЛа по всей территории области. Конечно, лицеи и гимназии проводят конференции, семинары, организуют олимпиады, но делают это по собственной инициативе, без какого-либо вознаграждения, а можно предусмотреть определённое финансирование и выстроить системные связи, создать эффективно функционирующие кластеры.

5) ключевая, не терпящая отлагательств задача — пересмотр системы оплаты труда педагогов
Введённая десятилетие назад НСОТ (новая система оплаты труда) якобы для стимулирования эффективного, результативного труда никоим образом своих целей не достигла. Начисление заработной платы стало затейливым, непрозрачным, нередко несправедливым. Оклад педагога в 7000р — это всего лишь 30% от средней зарплаты. Советник губернатора предлагает ввести оклад, который бы составлял не менее 70% заработной платы учителя, а остальные 30% — квалификационная категория, классное руководство, заведование кабинетами, проверка тетрадей и т.п. «Я вообще не понимаю, что значит «эффективность и интенсивность» в труде учителя?! При нормальных окладах нужно запретить нагрузку свыше 27 часов, иначе педагогическая деятельность превращается в профанацию. А аттестация на первую и высшую категорию, учитывающая результаты за 5 лет, — это и есть эффективность», — рассуждает Анатолий Михайлович.

6) востребованы дополнительные меры, чтобы не только привлечь, но и удержать молодых учителей в школе
А.М.Чурин выступает с предложением устанавливать 10% надбавку за стаж после 3-х лет работы в школе (прим. — сейчас таковая устанавливается после 10 лет)

7) нужно отказаться от перевода школьных директоров на срочные трудовые договоры
«Это глупость», — резко отозвался депутат Заксобрания о практике перезаключения трудовых договоров с руководителями школ, когда с нынешнего года с ними заключили годичные контракты. «Кто будет выкладываться, работать на перспективу, не думать о запасных путях, понимая, что в конце года ему могут сказать: «Прощай»?» (прим. — данная позиция прозвучала в разговоре со мной тет-а-тет).

Будучи представителем КПРФ А.М.Чурин не мог накануне выборов обойти вниманием политическую повестку. Но если тема строительства полигона ТБО задела слушателей за живое, то попытки агитации за П.Н.Грудинина натолкнулись на противодействие многочисленных сторонников действующего президента. Многие учителя не восприняли тезисы, что у В.В.Путина вообще нет никакой предвыборной программы, российская политика отталкивается от интересов олигархов, а в последние годы страна стагнирует. «Мы жили в 90-е, а сейчас в сравнении с ними — полный порядок», — парировали коллеги. «К тому же Грудинин — миллиардер, значит, такой же коррупционер и вор, как другие», — констатировали они.

…Когда я провожал Анатолия Михайловича, он был расстроен и разочарован реакцией наших сотрудников на ту часть его речи, что касалась выборов. Поэтому ещё раз (вдруг не расслышал) повторю слова благодарности, что он выразил желание приехать и поговорить с нами. Сегодня с людьми мало кто говорит. А я уверен, что лучше встречаться и обсуждать, чем молчать и дуться. К тому же, как известно: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *