Будет лучше? О некоторых тенденциях в развитии школьного образования

30

В интервью порталу «Свойкировский.рф» дал прогноз о некоторых тенденциях в развитии системы образования в наступившем году. Беседа с сотрудником интернет-издания Еленой Жолобовой была довольно продолжительной, она выбрала наиболее важное по своему усмотрению. Как всегда бывает на Новый год, я верю в наше светлое счастливое будущее. Вот текст.

«Если говорить о 2018 годе, то мне в целом нравится, в каком направлении сегодня движется наше образование. Впервые за многие годы я смотрю с оптимизмом на те вещи, которые предлагает нынешний министр образования РФ Ольга Васильева. Она реально предлагает исправлять то, что в нашей системе уже давно западает и что уже давно обсуждается в учительской среде.

Например, сейчас в школах в 5 — 7 классах будет вводиться робототехника. У нас техническое образование в 90-е годы фактически было развалено, в большинстве провинциальных городов исчезли технические кружки, в которых энтузиасты-мужчины занимались с детьми конструированием авиамоделей, картингом, мототехникой. Просто педагоги-мужчины не смогли работать за те копейки, которые предложили дополнительному образованию. Поэтому сейчас у нас очень небольшой процент детей, которые идут поступать на технические специальности. И то, что сегодня вводят новые предметы вроде робототехники, вернули в школу черчение, пусть пока и факультативно, это хорошая тенденция.

Что касается духовно-нравственного воспитания, то здесь тоже есть позитивные моменты. У нас ещё с советских времен есть перекос в сторону военно-патриотического воспитания. Мы всё время готовимся с кем-то воевать. Но нам сейчас не хватает гражданских активистов, которые бы на местах занимались общественно-полезной деятельностью, то есть проблемами тех мест, где они живут: экологией, обустройством окружающей среды и так далее. И то, что сейчас в школах развивается волонтёрское движение, когда ребёнок хочет и может принести кому-то пользу, — это очень здорово. У нас сейчас старшеклассники абсолютно добровольно обходят ветеранов и поздравляют их с Новым годом. Придумывают разные проекты: собирают канцтовары в детский дом или ездят в приют для животных, помогают кормить собак.

Ещё Ольга Васильева обещала вернуть в школу трудовое воспитание, и я это поддерживаю двумя руками. У нас дети многие годы были отвлечены даже от самообслуживания.

Запретили мыть полы в классах, накрывать в столовых столы. В итоге они приходят на всё готовое и все вокруг им должны. А сами они могут только пакостить, ломать и сорить.

А если ребёнок придёт в класс и сделает там генеральную уборку, он поймёт, как даётся чистота. Или придёт летом на пришкольный участок, посадит цветы и почувствует, каким трудом даются красивые клумбы. Пока здесь реальных шагов не сделано, но сама тенденция, что министр об этом говорит, — это уже хорошо.

Что касается новшеств на региональном уровне, то с 1 января мы, как и некоторые другие районные школы, примем участие в пилотном проекте по созданию опорных школ. У нас сейчас демографическая ситуация складывается таким образом, что есть районные центры и вокруг них жизнь фактически умирает. Поэтому стоит задача — сделать сильные опорные районные школы не так, чтобы они работали только на свой контингент, который живёт в этом посёлке, но чтобы они являлись стержнем и маяком, который бы вдохнул силы в своё ближайшее окружение. Это и дистанционное обучение через интернет, которое постепенно будет развиваться во всё более интересных формах. И проект «Мобильный учитель», который позволит сельским школам отчасти закрыть потребность в таких дефицитных специалистах, как учителя музыки, ИЗО, технологии. Это и идея создания единой транспортной службы, которая снимет головную боль с директоров школ по обеспечению безопасности школьных перевозок. Конечно, на первых порах будет много нестыковок и сложностей, но постепенно острота проблем снимется.

Есть и такие проблемы, быстрое решение которых вряд ли будет найдено в условиях ограниченных финансов. Прежде всего, это нехватка молодых педагогов. Мы их реально очень ждём. Если такой учитель приходит в школу, он приносит очень много яркого, нового, современного. Дети устали от нас, пенсионеров. Им хочется общаться с учителями, которым по 25 — 35 лет, с которыми им проще найти общий язык. Нужно, чтобы они уже на первых порах — а не через 20 лет, когда накопят стаж, получат категорию и возглавят методобъединение — получали достойную зарплату. Увы, без серьёзного повышения зарплат именно молодым педагогам проблему дефицита педагогических кадров не решить.

Ну и, конечно, материально-техническое состояние школ даже в областном центре, не говоря уже о районах, оставляет желать лучшего. Если с компьютерами, учебниками и интерактивными досками уже как-то решили вопрос, то плесень на стенах, выпадающие оконные рамы и прогнившие полы — это никуда не делось и, видимо, в ближайшие годы, с учётом финансирования, никуда не денется. У нас был национальный проект «Образование», он реализовывался много лет и в него были вложены миллиарды рублей. Тем печальнее теперь наблюдать такие результаты».

Весь материал (интервью с представителями самых разных отраслей)

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования