Кто Родине — матери ценен? Итоги года: немного о медалистах, ЕГЭ и профориентации

На днях в передаче «Дневной разворот» радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» обсуждались итоги минувшего учебного года. Как обычно, они были сведены к разговорам о медалистах, результатах ЕГЭ, количестве «стобалльников», сколько выпускников в какие вузы поступает. Сейчас принято считать, что главные итоги именно в этом. В то же время в какой магазин не зайди, он полон импортных товаров. Пилы, триммеры, пылесосы — всё иностранного производства, любой пустячок — китайский, даже шариковую ручку, отечественную, чтобы вдохновляла на написание патриотических опусов, отыскать трудно. Директор завода грузоподъёмного оборудования, на котором мы со школьниками регулярно бываем с экскурсиями, жалуется, что почти невозможно найти квалифицированных фрезеровщиков, токарей, представителей других рабочих профессий. Он сам-то словно пришелец из космоса — инженер, конструктор, 40 личных патентов, развивает предприятие машиностроения с рентабельностью 8%.

Мне пришлось отвечать на вопросы журналистов после директоров Линтеха и Вятской гуманитарной гимназии. Коллеги гордо отчитывались о профильных классах, высоких средних баллах и прочих достижениях, и с каждым их словом я мрачнел всё сильнее. В ВГГ в нынешнем году, например, 11 выпускников с медалями, трое сдали ЕГЭ на 100 баллов. У нас показатели куда скромнее. Ну и что, волосы на голове рвать, жизнь на этом закончилась? Мы двадцать лет считаем медалистов, десять — «стобалльников», мы двадцать лет вкладываем в лицеи и гимназии средств в разы больше, чем в обыкновенные общеобразовательные школы, но что имеем на выходе? Полтора процента мировой экономики, хотя до начала реформ Советский Союз с его высмеянными ПТУ, ШРМ, учебно-производственными бригадами своими хозяйственными успехами существенно пощипывал нервишки «акулам империализма». Где сейчас экономика Кировской области? А ведь регион прославлен школьной системой образования, во всяком случае, в нынешней системе координат.

Есть у кого-то сомнения, что средний балл на экзаменах выпускников профильных классов, собранных из «сливок» областного центра, должен быть выше показателей школы, обучающей всех детей на закреплённой за ней территории? Впрочем, мы бесконечно рады и двум своим медалистам, и результату выпускницы Светы, выдавшей максимальные 100 баллов на экзамене по русскому языку. Может, для кого-то не густо, так мы и не в рейтинге топ-25 инновационных учебных заведений. Топ нам не светит, потому что преодолеть барьер в 70% (как было изначально) и даже в 40% классов с углублённым изучением отдельных предметов обычной школе крайне сложно. Однако мы любим и тех детей, которые учатся не только на «4» и «5». В нынешнем нашем выпуске пятеро юношей — баскетболисты клуба «Кристалл», чемпионы области, чемпионы Приволжского федерального округа в школьной баскетбольной лиге. В выпуске экс- и действующий президенты школы, руководители ученического самоуправления, один из победителей регионального молодёжного конкурса «Лидер 21 века». Здесь организаторы школьного первенства по киберспорту, самой популярного внеурочного мероприятия среди мальчишек среднего звена; здесь вожатые школьного лагеря, в том числе обладатель титула «Лучший вожатый» — «за безграничную любовь к детям»… Я вскользь заметил в интервью, что вообще-то у нас — рабочий посёлок, и две трети ребят уходят в техникумы и колледжи после 9-го класса. Показалось, что после этих слов ведущие и слушатели нас пожалели. Шутка, конечно, но доля истины в ней есть — внимание заострено на показатели итоговой аттестации. Пожалуй, сверх меры.

Вот маленькая иллюстрация. Однажды напротив нашего подъезда прорвало водопроводную трубу, и в течение дня управляющая компания пыталась устранить неисправность. Вода била из-под земли, утекая мощным ручьём под дорожный уклон, но обнаружить место протечки сразу не удалось. Моя дочь Маша, забравшись на подоконник, пару часов с интересом наблюдала за рабочей суетой на улице. Потом она заметила: «Папа, почему яму копает только один человек, а одиннадцать им командуют?»

Несколько утрируя, можно было бы ответить, что копал выпускник, ушедший из школы после девятого класса, а все остальные, вероятно, получили высшее образование. В России в системе управления занято около 27% трудоспособного населения. В США число чиновной бюрократии уступает отечественной в два раза, в ряде стран её ещё меньше. А порядка, комфорта и благоустройства нередко больше. То есть у нас масса образованных молодых людей пополняет громоздкий, неэффективный государственный аппарат, тратя свои таланты и способности на бумажную волокиту, фолианты информационного мусора, никому ненужное служение инструкции. Не честнее ли стезя «простого», но хорошего сантехника, электрика, технолога и т. д.?

Мы стали слишком много внимания уделять индивидуальным успехам, будто надеясь, что тот, кто набирает 100 баллов на 2-х или даже 3-х ЕГЭ, вытащит страну из кризиса. Да ни капельки не вытащит. Окончить МГУ — окончит. Устроиться в крупную, может быть, даже транснациональную корпорацию — устроится. Дай бог. Только в жизни нельзя быть постоянно на пьедестале, она, знаете ли, бьёт любого гения и знатока. В жизни, чаще всего, приходится работать в команде. Приходится искать общий язык с самыми разными людьми, иногда совершенно не умными, завистливыми, самолюбивыми, порою грубыми или чересчур робкими, приходится учиться организовывать дело, сплачивать и мотивировать коллектив, даже очень маленький (бригаду, отдел, офис), учиться подчиняться и отбрасывать в сторону личные амбиции ради общего результата. И нередко оказывается, что «троечник» в трудовой деятельности вполне успешен, чему помогают развитые навыки коммуникации, лидерские способности, готовность к участию в проектных технологиях, какие-то человеческие качества, талант в определённой узкой сфере (посмотрите, сколько прекрасных писателей, художников, музыкантов, мастеров — «золотые руки» или военачальников вышло из самых обыкновенных учебных заведений). Со ставкой исключительно на самых лучших, тех, кто на мгновение опережает других, становится чемпионом и получает лавры, кто на 2 балла лучше решает тест, далеко не уедешь. Они — молодцы, безусловно, но для развития области, страны необходима совместная деятельность многих, кто пусть не показывает выдающихся результатов, но без полезных усилий которых общественное продвижение вперёд невозможно. Этим многим тоже нужна государственная забота, внимание и любовь.

Мы стали слишком мало ценить материальное производство. Хотя эпоха массовой штамповки юристов, экономистов и менеджеров вроде миновала, однако высокомерное отношение к людям, создающим осязаемый продукт собственными руками, сохраняется. В какой-то мере из-за «грязных» условий труда и разницы в заработках, но, прежде всего, из-за отношения чиновничества, общественности к такого рода школьным выпускникам, как выпускникам «второго сорта». Вслух произносим красивые фразы о возрождении интереса к рабочим профессиям, а финансовые решения принимаем опять в пользу лицеев и гимназий. Тот же рейтинг. Вы составьте рейтинг по критерию устройства выпускников 9-х классов в техникумы на рабочие специальности, направьте по миллиону в такие школы — профориентационная работа выйдет на новый уровень. Причём, вряд ли следует опасаться, что количество желающих учиться в престижных учебных заведениях от этого как-то снизится.

…По опросу ВЦИОМ 25% молодых людей в возрасте 18-25 лет мечтают уехать жить за границу. Это с учётом сервильности социологической службы. Несмотря на неустанную пропаганду патриотизма, который, как известно, единственная наша официальная идеология. Почему? Не лежит ли ответ на вопрос в плоскости отношения к рядовому человеку, в том числе к рядовому школьнику, которому царящая в обществе атмосфера пока не обещает ни индивидуальных перспектив, ни радости вклада в коллективный, общий успех?

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com

Комментарии к “Кто Родине — матери ценен? Итоги года: немного о медалистах, ЕГЭ и профориентации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *