О пользе хорового пения, или «щас спою!»

В замечательном советском мультике по мотивам народного украинского фольклора «Жил-был пёс» симпатичный Волк, афористично выражавшийся сипловатым баском, наевшись-напившись во время свадьбы в доме хозяев благодарного Пса, оперся с сытым иканием на колени гарной дивчины и затянул свою волчью песню. Порою высказывания наших министров и депутатов напоминают ставшую знаменитой реплику «Щас спою!» и явно продиктованы настроением, схожим с довольством объевшегося Волка.

shhas-spoyu

Вице-премьер Ольга Голодец заявила следующее: «Надеюсь, что в этом году у нас будет серьезный прорыв, потому что мы дадим возможность каждой школе иметь своего руководителя хора, концертмейстера, и это будет уже в нормативных документах системы общего образования». По ее словам, хоровое пение станет частью школьных уроков музыки, а педагоги, преподающие этот предмет, смогут посетить курсы повышения квалификации.

Я согласен, что уроки музыки являются, несомненно, важнейшей частью школьного образования. Однако идея заставить всех школьников петь хором — это совсем не то, что хотелось бы услышать от заместителя председателя российского правительства. У нас других проблем нет? Почему о школьных хорах говорит кандидат экономических наук, которая никогда в своей жизни не касалась вопросов образовательных программ? Есть новый министр образования, школьные программы — это её «епархия», а Васильева достаточно осторожна в предложениях и, к её чести, ещё более осторожна в проведении непродуманных реформ. Сотрясаемая бесконечными изменениями школа, во всяком случае, с приходом Васильевой получила определённую передышку и вовсе не ждёт очередной «кампанейщины».

Поднимать сейчас вопрос о введении дополнительных ставок руководителей хоров и концертмейстеров, мягко говоря, несколько неуместно. В обыкновенной сельской школе, где в каждой параллели по одному классу, всего 8 часов музыки в неделю. При этом в начальных классах учителя предпочитают вести данный предмет самостоятельно. Их можно понять. В отличие от педагогов-предметников учителя «началки» объективно не имеют возможности набирать много часов, их нагрузка — как правило, одна ставка и несколько внеурочных занятий, что в итоге оборачивается самой маленькой зарплатой, составляющей в нашем регионе теперь нередко лишь 10-12 тыс.руб. в месяц. Как поддержать эту категорию учительства, категорию, самую преданную детям — вот вопрос для размышлений в правительстве.

Найти специалиста на оставшиеся 4 недельных часа — задача не из лёгких. Потому музыку и в 5-8 классах зачастую ведут не профессионалы. Однако не будем забывать, что с советских времён по всей стране, в городах и сёлах, существуют детские музыкальные школы, школы искусств, где трудятся энтузиасты своего дела. Создание школьных хоров при дефиците профессиональных кадров — это случаем не завуалированный удар по учреждениям дополнительного образования? Извините, но в свете политики последних десятилетий в нашей сфере мы привыкли к тому, что если где-то прибывает, то в другом месте обязательно убывает, и крайне слабо верится, что в школе появится концертмейстер плюсом, а не вместо концертмейстера школы искусств. Хотя именно учреждения дополнительного образования, разнообразие кружков и секций по выбору должны бы стать объектом пристального внимания власти. Кроме того, наш опыт показывает, что финансирование школ идёт по нормативам, которые по конъюнктурным соображениям произвольно меняются, теперь в сторону уменьшения. Средств катастрофически не хватает, и введение новых ставок на практике означает ликвидацию ставок других специалистов, нужных никак не меньше. Руководителя хора введём, а психолога сократим?

Конкретно нашей поселковой школе с учителями музыки повезло. Прекрасные специалисты. Одна учительница сама сочиняет музыку. Другая с утра до ночи пестует воспитанников в вокальной студии «Семь нот». Кстати, в прошлом году на областном конкурсе школьных хоров наш занял третье место, а без солисток студии не обходится, наверное, ни один региональный фестиваль юных исполнителей. С превеликим трудом удалось недавно приобрести микшер, несколько микрофонов, но материальная база кабинета музыки требует совершенно иных вложений. Нужны новые синтезаторы, аппаратура, нужны звукоизолирующие двери — увы, нынешних учебных расходов не хватает даже на учебники. Если бы Минобрнауки взялся за целевые поставки оборудования для дисциплин, которые давным-давно находятся в загоне (музыка, изобразительное искусство, технология), ценность которых хотя и громадна, но у бедных регионов руки до них никогда не дойдут — вот было бы хорошее подспорье. Тем более опыт централизованного снабжения учебных заведений успешно реализовывался в рамках национального проекта «Образование».

…Мы с другом Сашкой в школе любили пошалить и не стремились посещать обязательные тогда хоровые занятия. Сбегали и потом в наказание мыли полы. Прятались в шкафах кабинета истории. На хоре на нас находил беспричинный смех, и это мешало репетициям. Наконец, когда однажды мы успокоились и запели, дирижёр в бешенстве остановила исполнение песни и выгнала нас с хора «навечно». Ну, не всем дано… Стоит ли подобных оболтусов обучать хоровому пению насильно? Не лучше ли их приучать к посильному труду, о чём перед началом учебного года говорила министр Васильева?

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *