Кошмар на улице в Стругах Красных

Жизнь доказывает, что действительность может быть куда страшнее фильма ужасов. Пятнадцатилетние дети в Псковской области, мальчик и девочка, оставив прощальные записки в социальных сетях, завладели охотничьим ружьём, постреляли в полицейскую машину, после чего юноша по договорённости застрелил свою подружку, а потом застрелился сам.

Оперативная съемка СКР.

Оперативная съемка СКР.

Пятнадцать лет — восьмиклассники. Часто забавные, потому что очень хотят казаться взрослыми. Обаятельные непосредственностью и чистотой юности. Нередко удивляющие новизной идей, остротой взгляда, глубиной наблюдений. В восьмом классе начинают изучать химию, второй год изучают физику и восьмой год изучают ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности. В современной школе хватает времени и поводов для разговоров о ценности человеческой жизни, правилах безопасного поведения, охране здоровья. Восьмой год встречаются на классных часах для обсуждения широкого спектра нравственной проблематики. Сколько слов уже сказано о родительской любви, о внимании к бабушкам и дедушкам, о том, что страна нуждается в вас — будущих матерях, защитниках Родины, тружениках, достойных гражданах…

И когда происходит непоправимое, всегда возникает один вопрос. Как могло произойти то, что не должно происходить никогда? Ведь молодость и смерть не сопоставимы. В самоубийстве всегда есть что-то противоестественное, но добровольный уход из жизни ребёнка — чудовищен вдвойне. Конечно, специалисты приложат все усилия, чтобы установить причины трагедии в Стругах Красных и попытаются донести до педагогов и родительской общественности, где, когда и как были допущены фатальные ошибки.

Однако я хотел бы обратить внимание на содержание предсмертной записки молодого человека: «Я вас любил, но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь. Прощайте все: и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво. Удачи всем в своей жизни и пожалуйста, не бойтесь жить, так как хотите или считаете нужным. Жизнь в своё удовольствие — это наилучшая жизнь. Люблю вас». За элементами подростковой бравады и эгоизма, за подростковыми представлениями о чести и достоинстве, рядом с прорвавшимся душевным и ранимым и рвущим сердце «Люблю вас», следует философский вывод о жизни в своё удовольствие. На фоне кровавых новостей, что стрелял и ранил мать девушки, палил в полицейских, что нажал на спусковой крючок, глядя в глаза любимого и дорогого существа, звучит эта сентенция жутковато. Именно в ней, на мой взгляд, заложены корни многих драм нового поколения.

Мы стали забывать, что пятнадцатилетние способны на многое и не только в приключенческих романах.

15-летний Вилор Чекмак, имея врождённое заболевание сердца, в 1941 году ушёл в партизанский отряд, дислоцировавшийся под Севастополем. Будучи в дозоре, он заметил приближающихся к отряду немцев и выстрелом из ракетницы предупредил товарищей об опасности, а сам принял бой с гитлеровцами. Истратив последний патрон, мальчик подорвал себя и вражеских солдат гранатой. «Живи, Вилор!» — под таким названием в СССР вышла книга в память о нём.

15-летний Марат Казей, сын репрессированного «за вредительство» коммуниста, после казни своей матери фашистами пришёл к белорусским партизанам. Он отказался эвакуироваться, стал разведчиком, участником рейдов и диверсий. Попав в засаду, он держал оборону, пока были патроны. Живым не сдался.

15-летний Володя Дубинин в Великую Отечественную воевал в каменоломнях около Керчи. Маленького роста, он был незаменим в лазании по узким проходам. Вместе с друзьями он добывал для партизан ценные сведения, подносил боеприпасы в штольнях, погиб от взрыва мины. Помню, как школьниками по путёвке, приобретённой колхозом «Заветы Ильича», мы ездили в Керчь на осенних каникулах. Помню пронизывающий сырой холодный ветер и мрачное ощущение от исполинской громады нависающего камня, рассказ экскурсовода и образ Володи, что рисовало воображение — мальчишки, сверстника, зажатого в чуждом жизни каменном пространстве. Жизнь в своё удовольствие?

Вале Котику, кто вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, был связным подпольной организации, кто обнаружил подземный телефонный кабель, подрыв которого оборвал связь противника со ставкой Гитлера, на момент гибели было всего 14 лет.

Эти и им подобные ребята проявляли героизм и погибали — во имя жизни и вечности. Могли ли они понять убеждения о «красивой и наилучшей жизни»?

Да и в мирное время могли ли появиться разочарование и усталость у советских пионеров и комсомольцев? Ведь они были нужны и востребованы. Нужны были, чтобы поддержать как школьного товарища, так и далёкого ровесника из Африки или Азии. Нужны были в яростных стройотрядах, тимуровском движении, шефстве над ветеранами и малышами, на уборке картофеля и заготовке лапки. Нужны были для торжества мира, добра, справедливости — на этих принципах стояла та наша идеология, они стремились принести общественную пользу, презирая своекорыстие и мещанство. «Я» каждый из них соотносил с задачами и требованиями коллективного «мы». Конечно, кроме приспособленцев, что к концу 80-х пролезли в комсомольские и партийные вожаки и осуществили-таки мечты побыть богачами и эксплуататорами.

Ну а сейчас лозунг «Бери от жизни всё» — не только популярный рекламный слоган, это мировоззрение многих, мировоззрение потребителей, эгоцентричных индивидуалистов. Сознание подростка формируется под воздействием глянцевых журналов, телепередач, окружающей среды, где господствуют чаще всего мнимые величины, и противостоять массированной и наглядной пропаганде которых порою не в силах ни школа, ни духовная культура общества в целом. Роскошь, красивые автомобили, толстые кошельки застилают глаза, глазам не видно ни света далёких звёзд, ни благородства и великодушия поступков рядом живущих. Приходят на ум слова китайского мудреца: «Те, кто гордятся своими заслугами, живут, ища опору вовне себя. Они не знают, что сердце само по себе сияет, словно драгоценная яшма. Тот, кто сохранил в себе первозданный свет сердца, воистину велик, даже если он не имеет ни одной заслуги и не прочтет ни одного иероглифа». Когда гаснет этот свет в детском сердце — вот беда. Наступает тогда для него время холодного одиночества. Многие так и живут, успокаиваясь впоследствии материальным благополучием. Но для кого-то такое одиночество становится совершенно невыносимым.

Мне кажется, у нас постепенно осознают, что нельзя находиться в стороне от процесса воспитания подрастающего поколения, и видят это поколение не продолжателями дела хапуг и рвачей, потребителей бренных и преходящих удовольствий. Становление российского движения школьников, разработка единого календаря общенациональных школьных мероприятий с опорой на лучшие исторические символы, массовые акции «добрых дел» с активным освещением на молодёжных площадках — всё это шаги в верном направлении. Это должно принести плоды. Пройдут годы, и управленческие посты в государстве займут люди с иными подходами, иными приоритетами, которые наряду с личным преуспеванием не будут забывать об общественном благе. Иначе на пути поклонения маммоне Россия просто погибнет.

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *