В школы пришла поножовщина. Результат реформы или разрушения системы образования?

В октябре внимание прессы привлекли несколько случаев, где школьники выясняли отношения при помощи холодного оружия. В Красноярском крае 13-летний подросток убил другого из-за конфликта в соцсети. В Дивногорске 12-летняя девочка порезала одноклассниц из-за ревности. В Шушенском результатом драки несовершеннолетнего студента со школьником стало смертельное ранение последнего.

Все эти происшествия, конечно, печальны, но последовавшая за этими событиями реакция министерства образования, хотя и не привлекла внимание журналистов и публики, но тоже показательна и грустна.
Давайте разберём по полочкам предложенные меры.

1) Школы должны следить за общением детей в соцсетях. Теперь в обязанность социальных педагогов вменяется мониторинг состояния межличностного общения обучающихся в интернете.
Сразу замечу, что выполнение данного требования на рабочем месте социального педагога технически невозможно. Уже много лет на всех без исключения школьных компьютерах установлена мощная контентная фильтрация, блокирующая практически все ресурсы, включая официальный сайт Президента РФ, Википедию, СМИ, популярные поисковики, а уж тем более все социальные сети, как «информацию, наносящую вред здоровью детей». С проверками соблюдения ограничения доступа школьников к таким ресурсам учебные заведения регулярно посещают представители правоохранительных органов.
Но так как в отечественной традиции исполнение законов носит избирательный характер (смотря как начальство требует, одни соблюдаются строго, другие — по желанию и возможности), то, допустим, социальный педагог должен будет организовать слежку с домашнего компьютера.
Только вот беда — в ходе двух десятилетий перманентной оптимизации социальные педагоги сохранились исключительно в крупных школах. В примерном штатном расписании образовательной организации, разработанном региональным министерством образования нашей области в текущем году, даже в школах, имеющих свыше 40 классов-комплектов, полагается одна-единственная ставка социального педагога. Каким образом осуществлять этому специалисту мониторинг межличностного общения сотен детей, многие из которых выступают в сетях с аватарками, без указания настоящих имён, представить трудно.

2) Будет введен строгий контроль и недопущение ношения школьниками ножей и других острых предметов.
А разве когда-то допускалось носить ножи? А кому и как контролировать отсутствие у школьников ножей в наше время? Вот типичный отрывок из журнала «Домашний очаг», который, как сотни других, даёт советы родителям об обучении в школе: «Учитель не имеет права досматри­вать школьника. Это прерогатива сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу».
Могу утверждать, что как минимум в половине случаев, после требования к ребёнку со стороны учителя выложить вещи из портфеля, возникнет конфликт с родителями ученика. Понесутся по инстанциям жалобы: «Таким не место в школе. Куда смотрит администрация?». С большой долей вероятности учитель будет признан виновным в нарушении прав ребёнка. Так что если откроет портфель и не обнаружит нож — виноват, а не откроет портфель и нож не обнаружит — виноват вдвойне.
Насчёт же полиции… Велик ли процент школ, имеющих охрану, тем более за бюджетный счёт? Достаточно ли сотрудников полиции, чтобы они обыскивали школьников, и насколько нормальна подобная процедура?

3) Учебным заведениям рекомендовано незамедлительно провести проверки организации воспитательной работы, взять на особый контроль организацию досуга детей и организовать тренинги для педагогов по решению конфликтов.
Возвращаясь к пресловутой оптимизации, вспомним, что за последние десятилетия из школ целенаправленно вытравливалось всё, что было связано с воспитательным процессом. Раритетными стали должности педагогов-организаторов (кто обеспечивал досуг детей), старших вожатых (кто курировал органы ученического самоуправления), заместителей директора по воспитательной работе (их сокращали с особым рвением).
Конечно, для чиновников и всезнающей «передовой общественности» есть ещё палочка-выручалочка на все случаи школьной и околошкольной жизни — классный руководитель. За вознаграждение, что и в лучшие времена часто не дотягивало до тысячи рублей, на него повесили все обязанности, которые, к примеру, в советскую эпоху в совокупности выполняли детские кинофильмы, телепередачи, журналы, пионерия и комсомол, мощная система бесплатного дополнительного образования, шефы, наконец, родители. Однако если в 90-е шла речь об освобождённых классных воспитателях, проводились такие эксперименты, то теперь классный руководитель — это чаще всего учитель-предметник с огромной нагрузкой.
А родителям, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию детей, грозит предупреждение или небольшой штраф (если явятся на комиссию по делам несовершеннолетних, хотя многие просто её игнорируют), и в школу их на аркане на затянешь.
Про тренинги вообще смешно. Когда вся страна упражняется в доносительстве, кляузах, интригах, когда любой разговор (что на ТВ в ток-шоу, что в интернете на форумах) превращается в поток язвительных оскорблений, уничижительных выпадов, в склоку, троллинг — тут массовым гипнозом лечить надо, а не тренинги проводить, да и некому это делать.
4) По решению суда детей могут изолировать в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по ходатайству инспекторов ПДН
Не так уж давно было время, когда у нас в школе находился инспектор по делам несовершеннолетних. Потом его сократили. Был инспектор на несколько учреждений при пункте полиции в поселке. Сократили и инспектора, и пункт полиции. Появился инспектор на несколько населённых пунктов. Теперь и его не стало.
А изолировать могут. Правда, за ношение ножа — однократное или многократное — не изолируют, все будут вести беседы. А за ранение или убийство — да, изолируют. Справедливость восторжествует.

Впрочем, чёрная полоса закончится. Поножовщина прекратится. Всё-таки подавляющее большинство детей — совершенно нормальные, добрые, милые существа, склонные прислушиваться к голосу разума и совести. Так что вся вышеозначенная имитация бурной деятельности ещё будет объявлена эффективной. До следующей чёрной полосы.

Автор — Игорь Олин, директор Вахрушевской школы

Источник материала — igorolin.livejournal.com

Комментарии к “В школы пришла поножовщина. Результат реформы или разрушения системы образования?

  1. Ну как пацану без ножа? Да и взрослому тоже. Режет не нож, человек.
    В давние времена один из моих друзей порезал другого прям на уроке. Из-за того, что тот обидел девушку нелестными словами. Бывает, чо…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *