Слободской — это звучит романтично

666

Пока Слободской краеведческий музей обживается в новых стенах бывшего Дома детского творчества (доме купца Гусева), музейные сотрудники устраивают музей на улице. 23 августа в очередную годовщину со дня рождения нашего знаменитого земляка Александра Грина в городе прошла презентация экскурсионного тура «Слободской — провинциальная столица романтики».

Ян Райнис поделился романтикой с Александром Грином, дав ему этаж в своем доме-музее.

Ян Райнис поделился романтикой с Александром Грином, дав ему этаж в своем доме-музее. Фото Регины Погудиной («КП — Киров»).

Вот что пишет об этом событии Регина Погудина из «Комсомольской правды»:

Когда речь заходит о туризме, многие кировчане скептически мотают головой, разводят руками и заявляют: «У нас совсем не на что смотреть. Не то что в Питере или Москве!» Наверняка эти люди просто еще не были на автобусных или пешеходных экскурсиях по Кирову. А теперь и другие города области начали приглашать к себе туристов. Например, провинциальный город Слободской запустил новый экскурсионный проект «Слободской — провинциальная столица романтики».

Первая остановка — дом-музей латышского писателя Яна Райниса. Здесь под звуки музыки нам рассказали о трогательной любви Яна Райниса, который прожил в Слободском последние годы жизни. Но самым большим воспоминанием останется рассказ об Александре Грине, которому посвящены музейные комнаты на нижних этажах здания. Все в них было тонко стилизовано под романтическую душу писателя и героев его книг. Собственно, как и на улице: летняя сцена в виде корабля с алыми парусами, беседка и даже стены забора, расписанные по мотивам его произведений.

По святым местам

Таким был Никольский храм век назад, когда здесь крестили Александра Грина.

Таким был Никольский храм век назад, когда здесь крестили Александра Грина.

Следующим местом романтики стали святые места. Восстановленный после революции Екатерининский собор, где крестили в младенчестве будущего отца великого композитора Петра Ильича Чайковского, завораживает своей красотой. Никольская церковь, которая еще находится в процессе реконструкции. Вокруг нее на земле еще лежат строительные материалы и обернутые в ткань купола, но внутри уже проходят службы и горят свечи. Кажется, что храм, в котором крестили Александра Грина, восстанавливают с большим усердием и скоростью, нежели остальные. Но в целом Слободской очень богат на монастыри и церкви, которые стараются не только сохранить, но и вернуть им былое величие.

Мимоходом нам упомянули про архитектурный ансамбль на площади Революции. По-прежнему ее украшает «Парижанка» — деревянная церковь без единого гвоздя, колокольня и Благовещенская церковь, которая совсем недавно вернула свой статус. Теснившийся в узких комнатках храма Слободской краеведческий музей теперь переехал в старинный купеческий особняк XVIII века. Именно туда нас и пригласили.

Переезд в другую эпоху

«Наконец-то» — подумала я, когда вошла в здание с витиеватыми лестницами и приглушенным освещением. Наконец-то музей сможет «развернуться»! Ведь сколько раз я была в том здании, особенно на массовой экскурсии, где было очень душно и тесно, а экспонаты буквально нависали один над другим. Теперь же, в свой 95-й год существования, музей может устроиться на двух просторных этажах. На первом будут располагаться основные экспозиции музея, а второй займут художественные коллекции, столько лет ожидавшие зрителей. На данный момент выставлены лишь немногие экспонаты — остальные еще предстоит разгрузить и расставить. Зато уже есть приятные обновления: в залах установлены интерактивные экраны, на которых можно, например, самому спроектировать и «вылить» колокол. С другой стороны музея, прямо во дворе, будет обустроена летняя гостиная.

Атмосфера возвышенного XVIII века переместила нас к зданию на Советской улице. Мы стали свидетелями открытия мемориальной доски на доме, в котором несколько лет жила вдова Пушкина со своим вторым мужем. О том, как создавалась эта необычная для Слободского гравюра в виде лиры, рассказала одна из ее создателей, Клара Кациенко:

— 25 лет назад я поехала на выставку художников, зашла в Пушкинский музей и поняла, что ездила ради встречи с Натальей Николаевной. И потом, когда понадобилось ее слепить, то выполняла по тому самому рисунку. На нем Наталья Николаевна — после смерти Пушкина. Он оставил ее с 4 детьми, с долгами и посоветовал ей перед смертью через 2 года выйти замуж. Но она вступила в брак только через 6 лет. Сюда, в Слободской, они приезжали с мужем собирать ополчение для Крымско-турецкой войны.

Звуки времени

Следующим пунктом нашего насыщенного путешествия стал музей семьи Чайковских в одноименной школе искусств. Здесь нам провели небольшую музыкальную экскурсию и рассказали, как город связан с композитором. Оказывается, дедушка Петра Чайковского приезжал сюда на службу лекарем всего на 2 года, но за это время у него здесь родился сын Илья, отец Петра Ильича. Искупавшись в звуках рояля, мы поехали в другое, беззвучное место.

Последним местом нашей поездки стал музей-усадьба академика А. Н. Бакулева, к которому мы добирались дольше всего из-за плохих дорог и ливня, который нас все же настиг после дневного зноя. Но это того стоило. Нас в свою избу гостеприимно пригласили… простой русский мужик да медсестра. В небольшом на первый взгляд домике расположилось много комнат, посвященных быту и работе академика. От коллекции домашней утвари до первых аппаратов для наркоза — все здесь было проникнуто духом Бакулева и сохранено с любовью. А самое главное — сберегли здесь очень много сведений из жизни и работе академика, так что сюда могут приезжать туристы-медики и узнать любые подробности рабочих моментов великого врача. Стоит ли говорить, что кроме этого домика здесь дружно расположились баня, колодец, мельница, качели, хлев и мастерские? Оказаться здесь — настоящая удача для туриста, искушенного самыми интересными музеями.

Как же появился проект такого масштаба в Слободском? Во-первых, работники Слободского музейно-выставочного центра в 2015 году разработали туристический проект, который отправили на грантовый конкурс в рамках благотворительной программы «Музеи Русского Севера». Во-вторых, слобожане выиграли в этом конкурсе и получили грант, который и позволил объединить усилия всех музеев города и организовать экскурсии.

— Грантовые деньги мы потратили на то, чтобы «одеть» нашу коллекцию живописи: сделали подрамники, рамы для холстов; часть потратили на благоустройство двора и на рекламную продукцию. — рассказывает Татьяна Долматова, руководитель Слободского МВЦ, организатор и экскурсовод проекта. — Также проект позволил привлечь внимание к некоторым нашим памятным местам: если их заметят, то, возможно, помогут благоустроить, сохранить. Например, старое городское кладбище — Слободской некрополь, которому больше 200 лет, но он очень хорошо сохранился. Также это наш краеведческий музей, который переехал в новое здание. Для него нужно найти средства, чтобы показать его во всем великолепии и достойно представить наши коллекции.

Когда автобус отправлялся обратно в Киров, не хватало голоса экскурсовода, который знакомил нас почти с каждым объектом за окном. Но время насыщенной экскурсии истекло, и каждый погрузился в свои размышления. Все сходились в одной мысли: сделать бы дороги, и будет просто великолепный маршрут!

— Это город с очень любопытной историей, там сохранилась хорошая атмосфера революционного, купеческого города, в которую можно окунуться полностью. Это не Киров с замечательной исторической архитектурой, но которую загораживают неуместные точечные застройки и, прежде всего, заслоняют саму атмосферу эпохи, — считает Антон Касанов, руководитель проекта «Пешком по Вятке». — А в Слободском совсем по-другому. Поэтому стоит пытаться, стоит продолжать такой проект. Отдельного уважения заслуживают организаторы, которые с огромным энтузиазмом взялись за это дело и пропустили, это сразу видно, всю историю через себя.

Автор — Регина Погудина, «КП-Киров»

Источник материала — www.kirov.kp.ru




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования