Ответ капитану: «Сговор с наличием умысла исключен»

678

Газета «Скат-Инфо» опубликовала дневниковые записи капитана I ранга в запасе, бывшего руководителя контрольно-счётной комиссии Гордумы Слободского, в которой он привел аргументы, каким образом можно было бы снизить чуть не в 1,5 раза стоимость одной гигакалории. Спустя неделю в газету пришел официальный ответ администрации, почему это в данных условиях невозможно. Вот эта переписка:

Из дневника капитана. Подайте тепла на копеечку

Как отставному офицеру-подводнику мне в голову не приходило вспоминать забытые знания по теплотехнике, пока на днях не получил нокдаун в виде счёта за отопление за зимние месяцы.

Н.М. Пьянков. Фото "СкатИнфо".

Н.М. Пьянков. Фото «СкатИнфо».

Пришлось нырнуть в Интернет, изучить все основные федеральные законы, постановления правительства, приказы и руководящие документы министерств, государственные стандарты, строительные и другие нормативы, познакомиться со схемами теплоснабжения в Слободском и других населённых пунктах, сесть за расчёты.

Некоторые итоги этого ныряния в глубину проблемы могут быть интересными для слобожан и приводятся ниже.

1. Главный вопрос теплоснабжения формально решён – схема теплоснабжения города Слободского разработана на период до 2028 года и утверждена. Однако возникает вопрос: почему не проведена ежегодная актуализация этой схемы? Ни объявлений, ни постановлений о начале и проведении ежегодных публичных слушаний схемы ТС не было опубликовано ни в «Слободских курантах», ни в «Информационном вестнике» администрации и городской Думы.

Такие слушания должны быть объявлены и доведены до населения и теплоснабжающих организаций не позднее 15 января. Не позднее 15 апреля схема ТС актуализируется, то есть утверждается заново на очередной год. Иными словами, в апреле 2016 года администрация должна утвердить стоимость одной Гкал тепла на 2017 год и дать старт на заключение договоров по теплоснабжению.

Были или нет «публичные» слушания и актуализация схемы теплоснабжения города Слободского в 2015-м на 2016 год и в 2016-м на 2017 год, непонятно.

2. Если бы автор статьи оказался на обсуждении схемы ТС Слободского, он задал бы элементарный вопрос – на каком основании в разделе 3 схемы ТС (нагрузки на котельные) в расчётах используется показатель «строительный объём здания» в то время, когда во всех проектах теплоснабжения используется термин «отапливаемый объём»? Этот (внутренний) объём здания, очищенный от объёма межэтажных перекрытий, внутренних стен и перегородок, по самым скромным расчётам на 30% меньше строительного.

Использование «строительного» объёма в расчётах означает, что в схему теплоснабжения заложен, включен в тариф и утверждён администрацией «перетоп». Естественно, он оплачивается из кармана потребителя услуги и абсолютно не зависит от показаний приборов учёта. За некоторых пользователей (школы, больницы, детские сады и т.п.) платит государство, предварительно собрав с нас налоги.

Жителю Слободского не платить нельзя, так как услуга по теплу ему оказана, деньги на топливо и прочее уже израсходованы, отключаться от котельной в многоквартирном доме с центральным отоплением по закону запрещено.

Без реального участия в «актуализации» житель города, проживающий в многоквартирном доме, – заложник и раб административно-теплоснабженческой системы. Теплопроизводитель о перетопе будет помалкивать, – и даже заинтересован в таком перетопе, так как растут финансовые и экономические показатели. Кроме того, неизбежно «из ничего» возникает такое благо, как «экономия топлива», которое нужно срочно сжечь в котлах (оставив неснижаемый запас), – а можно со смыслом или умыслом использовать в нужных целях для нужных людей. Государство и ничего не подозревающие жители («лохи» и «тюхи-матюхи») с членами семей несут убытки.

Естественно, возникает вопрос: есть ли в городе какой-то контроль фундаментального ценообразования, орган, специалист, контрольно-счётная комиссия Думы и чем по-крупному они занимаются? Или страшно проверять такие вопросы?

В советское время действовали органы государственного и народного контроля, а сейчас – к кому с этими вопросами обращаться?

3. Определяющим сущность тепловых расчётов является понятие «ГСОП» – градусосутки отопительного периода, то есть произведение средней продолжительности отопительного периода (для Кирова – 231 сутки) на сумму (средняя установленная температура в комнатах плюс средняя температура наружного воздуха в отопительный период, для Кирова минус 5,4 градуса Цельсия).

Градусосутки отопительного периода, заложенные в схему ТС Слободского, утверждены администрацией в количестве 5867. Находясь на обсуждении схемы ТС, я задал бы вопрос, почему не вносятся изменения в схему теплоснабжения с учётом реального изменения климата в мире и, конечно, в Слободском?

Кировский ГМЦ официально даёт статистику, согласно которой за 2008-2012 годы средняя температура за отопительный период повысилась до температуры минус 4,67 градуса Цельсия, продолжительность отопительного периода стала короче и потребность тепла в градусосутках составляет 5210, то есть уменьшилась на 11 % (эта тенденция сохраняется во всём мире). Иными словами, в схему теплоснабжения при её актуализации должны быть внесены связанные с мировым потеплением показатели.

Кстати, в схеме теплоснабжения Слободского района уже используются современные ГСОП. Неужели город Слободской находится в другой климатической зоне?

За такую небрежность слобожане и директора снова обязаны выложить денежки, кто государственные, а жители многоквартирных домов – свои кровные 11% от утверждённой администрацией цены за Гкал.

4. Злободневным для Слободского является вопрос сохранения и реконструкции исторической застройки города. Для принятия решения о сносе или реконструкции зданий необходима проверка их энергоэффективности. Эта оценка проводится одновременно с разработкой особого паспорта энергетической эффективности. Такой паспорт имеет юридическое значение и обязателен для всех государственных и муниципальных, вновь построенных, реконструируемых и некоторых других объектов.

Большая часть жилищного фонда Слободского не подлежит обязательному энергетическому обследованию, и для этой категории объектов оно может проводиться в добровольном порядке.

В процедуру разработки паспортов изначально заложены элементы коррупционного характера, и эти документы должны безусловно проверяться «своими», неподкупными специалистами.

Данных о том, что кто-то в Слободском энергетические паспорта проверял, я не обнаружил – иначе вопросы появились бы к этому человеку или организации. Жалобы несведущих слобожан в администрацию на разработчиков паспорта при запасе тепла сверх разумной меры (перетоп 30% и обман с ГСОП в 11%) заведомо исключаются, и при отсутствии жалоб у администрации возникает иллюзия благополучия.

Здесь наравне с жителями многоквартирных домов страдальцами могут оказаться владельцы частных домовладений, врезавшиеся на законных основаниях в теплосеть. Их ущерб будет состоять из неквалифицированных расчётов в потребности тепла и того, что было перечислено выше. Напомню, что этот ущерб не зависит от показаний приборов учёта и пользователем тепла не регулируется.

5. Закон разрешает организациям, закупающим тепловую и электрическую энергию на сумму более 10 миллионов рублей ежегодно, содержать специалиста по энергоэффективности. Он-то может навести порядок, если технически подготовлен и на правильный путь наставлен.

Объединения из товариществ собственников жилья в микрорайоне (6-8 пятиэтажек) могли бы объединиться в этом вопросе, так как другого способа защитить интересы жильцов многоквартирных домов нет в принципе.

Все остальные участники процесса теплоснабжения, радетели программ по энергоэффективности, финансируемые из бюджета, включая органы местного самоуправления, расплачиваются за тепло «не своими» деньгами и абсолютно не заинтересованы реально ворошить и решать эти проблемы.

6. Насколько я знаю, более 20 лет вопросы качества теплоснабжения (прошу не путать с подготовкой к зиме) не проверялись и не заслушивались на Думе, теплотехническая экспертиза вообще никогда не проводилась (прошу не путать с экспертизой тарифов или обслуживанием оборудования котельных).

Хочется сверить свои энергетические оценки некоторых зданий с тепловыми расчётами из состава документации строительных проектов (должен быть специальный том или часть строительного проекта с теплотехническим расчётом) и результатами «энергетического обследования» – и, что главное, сопоставить всё это со схемой теплоснабжения города.

Результаты сравнения могут оказаться нокаутирующими. Цена ошибок в вопросах теплоснабжения для населения и организаций города Слободского – это сожжённые в трубах котельных десятки миллионов рублей ежегодно и нанесение ущерба государству в форме вынужденного получения субсидий тысячами слобожан.

За последствия таких ошибок, естественно, должны отвечать не рабочие в котельной или плачущая девушка на расчётах, с которой все выясняют отношения, а те, кто принимает управленческие решения.

7. При изучении темы теплоснабжения возникло много вопросов по работе теплопроизводящих организаций. В частности, в сетях города Слободского самый низкий из возможных коэффициент авторегулирования подачи теплоты (50 %). Температурные графики существенно отличаются от аналогичных документов других теплоснабжающих организаций других поселений на широте города Слободского и не менялись на протяжении многих лет.

Согласно федеральному закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» можно организовать непосредственный управленческий контакт между котельной и лицами, отвечающими за дом.

То есть за счёт увеличения коэффициента авторегулирования можно обратить на пользу городским жителям ещё 20 % всей вырабатываемой в котельных тепловой энергии, повысив их эффективность.

Узнать бы только, где специалистами администрации прописан порядок такого взаимодействия и поощрения участников за эту работу (прошу не путать этот процесс с организацией приёма жалоб на котельные).

8. Сложилась парадоксальная ситуация: тепловые мощности городских котельных используются всего на 53 %, и можно подключить к теплоснабжению и электроэнергии ещё один город Слободской. Перед Кировом и даже Москвой этот подарок судьбы является главным козырем в борьбе за инвестиции, чтобы разместить у нас высокотехнологичное точечное производство, не требующее больших площадей и мощной энергетики.
Пример тому – город Саров, сверстник Слободского (два монастыря, восемнадцать церквей, та же этажность и ГСОП – и плюс высокие технологии).

В то же время (согласно утверждённой схеме теплоснабжения) администрацией обосновывается необходимость строительства новых котельных на газе и снос имеющихся. Меня жизнь научила – «в верхах» бюджетных попрошаек и нахлебников не любят; чтобы получить инвестиции, нужно доказать свою эффективность, тогда деньги сами потянутся.

Складывается ощущение, что, не образовав в городе единую теплоснабжающую организацию, потеряв фундаментальные ориентиры и озаботившись так сильно «борьбой с сосульками», под давлением требований федеральных законов об энергоэффективности и борьбы с коррупцией наш «капитанский мостик» сбился с курса и не знает, что делать. Давление в «социальных котлах и трюмах» из-за тепловой проблемы растёт, перед выборами рванёт. По суровым обычаям морских пиратов капитана, потерявшего место в море или посадившего корабль на мель, матросы вешали на рее и открытым голосованием выбирали другого.

Убеждён, что с помощью башковитых и радеющих о городе специалистов тарифы на тепло и горячую воду могут быть снижены более чем в 1,5 раза. Городская власть, не вкладывая ни рубля, наконец-то сможет приблизиться к ценам, которые длительное время удерживают предприятия «Красный якорь» и «Белка-Фаворит» (в зоне их ответственности калория стоит чуть более десятой доли копеечки).

Н.М. Пьянков,

слобожанин, капитан I ранга в запасе.

 

Ответ администрации города на статью «Из дневника капитана. Подайте тепла на копеечку», опубликованную в «Скат-Инфо Плюс» 1 апреля 2016 года в № 13 (165)

Подготовлен и публикуется согласно ст. 46 Закона РФ «О средствах массовой информации» (от 27.12.1991 № 2124-1, в ред. от 24.11.2014)

Схема теплоснабжения города Слободского действительно должна актуализироваться ежегодно. В 2015 году этого не сделано из-за неопределённости сроков газификации г. Слободского (поэтому неизвестно, когда город начнёт получать тепло от газовых котельных).

В марте 2016 года ООО «Газпром теплоэнерго Киров» предоставило информацию, как планируется организовать теплоснабжение в г. Слободском от газовых котельных. Сейчас с учётом этих данных идёт актуализация схемы теплоснабжения.

Утверждение тарифа на тепловую энергию – не в компетенции администрации г. Слободского. Данный тариф рассчитывает сама теплоснабжающая организация (например, «Теплосервис»), после чего расчёт направляется на утверждение в РСТ – Региональную службу по тарифам Кировской области.

При расчёте учитываются фактические показатели за предыдущие 5 лет – такие, как средняя температура наружного воздуха (в соответствии с данными Кировского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), а также фактическая продолжительность отопительного периода.

Поскольку ценообразование тарифа на теплоэнергию проверяется и утверждается в РСТ Кировской области (независимой от администрации г. Слободского структуре), сговор с наличием умысла для обогащения теплоснабжающих организаций за счёт жителей города исключён.

Теплоснабжающие организации сами заключают договоры с потребителями, разрешение администрации на это не требуется.

Строительный объём используется для расчётов плановых тепловых нагрузок котельных, а также тепловых нагрузок на здания.

Градусосутки в расчёте тарифа на тепловую энергию не используются, т.к. отопительный период определяется по фактическим данным. Начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 °С, а конец отопительного периода – при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 °С в течение 5-и суток подряд.

Соответственно, при утверждении схемы теплоснабжения будут внесены актуальные данные на 2016-й год.

Действительно, паспорт энергоэффективности обязателен для зданий органов местного самоуправления и организаций с участием муниципального образования, – но при принятии решения о реконструкции или сносе зданий в первую очередь учитывается фактическое состояние несущих конструкций, а также наличие угрозы для жизни и здоровья граждан.

Паспорта энергоэффективности не проверяются «заинтересованными специалистами», а изготавливаются организациями, которые имеют разрешение на данный вид деятельности. Такие организации определяются в ходе конкурсных процедур.

Существующая система теплоснабжения города не позволяет теплоснабжающей организации регулировать подачу тепловой энергии на каждый дом. Сегодня в большинстве многоквартирных домов, а также в зданиях муниципальных учреждений установлены приборы учёта тепловой энергии – поэтому начисления производятся по фактическим данным, а не по нормативу.

Для более эффективного использования тепловой энергии жители многоквартирных домов могут на общем собрании принять решение об установке в домах регулирующей арматуры, а также установить в квартирах индивидуальные регулирующие краны – и таким образом экономить на оплате тепловой энергии.




Комметарии к статье “Ответ капитану: «Сговор с наличием умысла исключен»
  1. гость

    Вот только служба по тарифам весьма закрытая контора и сомнения в ее беспристрастности при утверждении тарифов поставщиков тепла имеются. Что и сколько в расчеты вставлено, и как их проверить рядовому потребителю, неведомо. И что думаете, никто этим не пользуется?. В интересах, разумеется, не того кто за тепло платит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования