Как Ан-24Б попал в Слободской

В самолете Ан-24 в 1980-е годы планировали открыть детский кинотеатр, но пожарные не дали на это добро.  Фото Н. Пихтин.

В самолете Ан-24 в 1980-е годы планировали открыть детский кинотеатр, но пожарные не дали на это добро. Фото Н. Пихтин.

Задача была из разряда курьезных: посадить АН-24 среди поля между селом Ильинским и рыбхозом. Рассказывают, что поначалу полётное задание с маршрутом «Киров — Слободской» экипаж воспринял как розыгрыш: «В Слободском же нет аэродрома… и сегодня не первое апреля!»

История чудом доставленного в лишенный аэродрома Слободской самолета Ан-24Б, который стоит сейчас на постаменте напротив Троицкой церкви не нова. Но прозвучавший на повышевских чтениях доклад девятиклассницы слободского Лицея № 9 Екатерины Тихоновой добавил к истории несколько пикантных деталей.

Частично ее исследовательская работа опубликована в свежем номере издания «Скат-Инфо».

Идея установить в городе самолёт, чтобы создать в нём детский кинотеатр, принадлежит Копыловой Галине Петровне – второму секретарю горкома партии. На согласование с «Аэрофлотом» ушло около двух лет. Осталось подождать, в каком авиапредприятии Урала объявится самолёт-«пенсионер». Таким оказался АН-24 с бортовым номером 46758 из Ижевска. К этой поре он налетал 40 тысяч часов – предельный стаж для своей серии.

Пятеро на борту. Необычной была задача – посадить АН среди поля, потому и экипаж был необычным. В него вошли трое сотрудников Кировского авиапредприятия – первый пилот Герман Соломин, второй пилот Владимир Махнёв и бортмеханик Александр Огородников. Рассказывают, что поначалу полётное задание с маршрутом «Киров — Слободской» они приняли за розыгрыш:

– В Слободском же нет аэродрома… и сегодня не первое апреля!
Кировскую тройку усилили представители Государственного НИИ гражданской авиации – ведущий пилот-испытатель П. Мирошниченко и ведущий инженер-испытатель В. Переплётов.

Самолёт им предстояло посадить на просторах района, и не совсем уж рядом со Слободским: годное для приземления большое поле нашлось между Ильинским и Рыбопитомником. Здесь мелиораторы заранее укатали посадочную полосу длиной в полкилометра, которую в день прилёта обозначат белыми флагами и знаками из белых полотнищ.

Самолет в Слободском встречали как инопланетного гостя. Своего аэродрома здесь не было.

Самолет в Слободском встречали как инопланетного гостя. Своего аэродрома здесь не было.

15 июля, 1983 год. Пастухи в этот день заблаговременно перегнали коров подальше от места приземления. В числе техники, которая выстроились вдоль посадочной полосы, были машины скорой помощи и пожарных.

Прилетевший АН сел не в одночасье: сначала пронёсся над полосой и ушёл в сторону Белой Холуницы. Затем вернулся и зашёл на полосу посадочным курсом – но выполнил на первый раз только имитацию посадки, после чего вновь левым разворотом набрал высоту и поднялся в небо. Так происходила «пристрелка» перед приземлением.

Лишь спустя месяц после приземления 13 августа 1983 года самолёт отбуксировали и установили в Слободском. В 5.30 процессия выдвинулась из Ильинского, и в 13.00 самолёт прибыл в Слободской к месту своей стоянки. В этой эпопее участвовали работники и техника нескольких организаций – автоколонны 1215 и МПМК, ДРСУ и ГАИ.

В Слободской самолет доставили по автодороге по частям: перед буксировкой у АНа сняли крылья, тем самым облегчив его с 15 тонн до 12.

В Слободской самолет доставили по автодороге по частям: перед буксировкой у АНа сняли крылья, тем самым облегчив его с 15 тонн до 12.

В Слободской он добирался по частям: перед буксировкой у АНа сняли крылья, тем самым облегчив его с 15-и тонн до 12-и (таким способом самолёт примерно уравняли в весе с трактором-буксировщиком). Крылья погрузили на машину, а фюзеляж самолёта тросом тянул «Кировец». В его кабине, кроме водителя, ехали инженеры-механики по эксплуатации самолётов М. Ванеев и А. Шилов. В кабине самогу самолёта находились авиатехники В. Крестьянинов и П. Рубцов. В пути они общались по радиосвязи – с помощью бортового самолётного переговорного устройства.
Особенно сложным был переезд по мосту через Вятку. Вспоминают, что в результате на дороге возникла большая (по тем временам) пробка – однако же застрявшие в ней водители с пониманием отнеслись к ситуации.

Геннадий Мерзляков – водитель ПМК-14, который трактором «Кировец» буксировал самолёт от Ильинского до Слободского. У его вдовы Татьяны (жительницы Стулово) этот день и сегодня в памяти:

– Когда Гена тащил самолёт, была суббота. Я долго его ждала, тревожилась: ушёл рано утром, а вернулся в десятом часу вечера, весь на эмоциях. Спрашиваю: «Почему так долго?» Отвечает: «Что, не знаешь, какие дороги в Слободском? Трасса оказалась уже, чем расстояние между колёсами самолета. Перевернись он – мой «Кировец» тоже бы лёг, они ведь по весу одинаковые». У него даже седые волосы на голове после этого появились.

Место для установки АНа выбрали такое, чтобы он стал частью большой зоны отдыха. Ведь в городском саду, через дорогу, тогда работали аттракционы – колесо обозрения и карусели (легко ли это представить рождённым в XXI веке?)

самолет3

В начале 80-х место его будущей стоянки покрывал кустарник. Кусты убрали и установили 2,5-метровые постаменты, изготовленные заводом ЖБИ. Оставалось поднять на них самолёт и вернуть на место снятые крылья. Это сделали авиамеханики всё того же кировского аэропорта «Победилово», – с помощью трёх мощных кранов.

Не всё задуманное сбылось: пожарные в итоге запретили устраивать в самолёте детский кинотеатр. Дело в том, что в других городах Советского Союза в подобных кинотеатрах произошло два пожара.
Но даже пустующий самолёт по-своему изменил городские реалии: раньше про этот квартал говорили «у кладбища». (Где встретимся? – Да давай у кладбища). Теперь в обиход вошло более весёлое «у самолёта».

10 ноября 2011 года судьба слободского Ан-24 решалась в очередной раз — списать в металлолом или оставить на постаменте. Приглашённый специалист Кировского авиапредприятия Геннадий Лепешкин заключил: техническое состояние АНа – удовлетворительное; крылья и хвост в ближайшие годы не отвалятся, и простоять он сможет ещё не один десяток лет. Глава города Евгений Рычков призвал тогда инвесторов, желающих что-то организовать в самолёте, обращаться в администрацию города с предложениями. Но спустя три года самолёт, как прежде, пустует.

Источник материала — skatinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *